Виды тоннельных обделок

Виды тоннельных обделокПервый этап строительства линий метро – это геодезическо-маркшейдерские работы, которые позволяют трассу перенести в натуру. После проложения шахтных стволов и самих тоннелей устанавливаются камеры, затем в них монтируется специальное оборудование, с помощью которого и строится тоннель. К нему относятся эректоры, щиты и т.д. Основные конструкции, используемые при строительстве тоннелей, — это обделки. Они бывают двух видов – сборные и монолитные.
Сборные обделки изготавливают из железобетонных или чугунных тюбингов и блоков. Сейчас в основном используют конструкции из чугуна. Тюбинг – это цилиндрический элемент, имеющий кольцевые и радиальные ребра жесткости. Для жесткого сцепления тюбингов между собой используют болтовые соединения, таким образом получаются кольцевые конструкции.
Обделка чугунными тюбингами обладает прочностью, долговечностью и простотой монтажа, также она прекрасно защищает от влаги, даже если почва насыщена грунтовыми водами довольно сильно. Но при этом на изготовление таких конструкций уходит много металла, от чего их стоимость становится довольно высокой.
Если гидрологические и геологические условия позволяют, используют железобетонные тюбинги. Они дешевле, но бетон менее стек к образованию трещин. Поэтому чаще используют не тюбинговую, а блочную обделку из железобетона. Блоки, из которых собирается кольцо, крепятся свободно при помощи шарниров. Это позволяет ослабить нагрузку на материал и продлить срок его жизни.
Чтобы обеспечить герметизацию обделки и гидроизоляцию стыков, швы между блоками заполняются специальными герметизирующими уплотнителями или мастиками.
Монолитные обделки использовались при строительстве первой очереди метрополитена. Эти конструкции из монолитного бетона использовались в особенно сложных геологических и инженерных условиях. Гидроизоляция обеспечивалась с внутренней стороны с помощью оклейки. Как показывает время, такие конструкции оправдали себя надежностью и долговечностью. Однако в то время не было технологий, позволяющих осуществлять строительство тоннелей с помощью монолитных обделок быстро. В 60-х годах начали применять технологию монолитно-прессованной обделки, однако этот способ подразумевал отказ от армирующих железных конструкций, что снижало устойчивость обделок к разрушениям. Поэтому от этой технологии отказались. Позже монолитная обделка все же использовалась, но уже в совокупности с новоавстрийским методом сооружения тоннелей.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.